Вклейка подшипника в прослабленное посадочное место
Вклейка подшипника в прослабленное посадочное место или его фиксация по прослабленному валу – это миф или реальность?
Давайте рассмотрим этот вопрос, как говорится, изнутри и заодно попробуем изучить экономическую сторону, целесообразность, надежность и практичность проведения таких работ.
Сейчас в наш век высоких технологий никого не удивишь миниатюрным устройством («на батарейках») с помощью, которого можно восстановить металлическую поверхность, спаять пластик, склеить стекло или с помощью «незаумного» и простого до безобразия устройства, выполнить какой-то ремонт за несколько минут, на который, в недалеком прошлом, мы потратили б несколько часов а то и дней.
Но мы остановимся на одном из таких предложений, например, по фиксации подшипника в прослабленном посадочном месте с помощью клея, или другими словами выражаясь на технически правильном языке - фиксация вал-втулочных соединений с помощью анаэробных адгезивов.
Типичный пример: у нас есть, электродвигатель в процессе работы которого, «разболтался» подшипник якоря в крышке самого двигателя (вышло из строя соединение подшипник - посадочное место по наружной обойме). И вот у нас задача отремонтировать поломку.
Вариант №1. СТАНДАРТНО. Мы заменяем вышедшую из строя часть на новую- запасную, устраняем причины поломки и на этом все – проблема решена.
Вариант №2. Ремонт с помощью наплавки и механической обработки. Другими словами наплавляем участок где произошел износ, после, с помощью специального оборудования механически обрабатываем деталь до номинального размера, далее, как и в варианте №1.
Но, к сожалению, как не крути, у нас присутствует это «НО», которое потянет за собой массу времени, квалификацию специалиста, наличие оборудования для выполнения наплавки и механической обработки, что соответственно требует порой не малых затрат.
Вариант №3. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ. Мы подготавливаем (очищаем) поверхности и с помощью специальных, анаэробных адгезивов (далее фиксатор) фиксируем (вклеиваем) подшипник в посадочном месте. Для этого наносим фиксатор на одну из склеиваемых поверхностей и помещаем его в место склейки (зазор в сопрягаемых деталях должен быть полностью заполнен клеем). Чтобы полностью заполнить зазор фиксатором, сопрягаемые детали необходимо провернуть друг относительно друга. Анаэробные адгезивы отверждаются без доступа кислорода и активируются при контакте с ионами металла (металлической поверхностью), отверждаясь, формируют прочные и долговечные полимерные прослойки, обладающие высокой физической и химической стойкостью. Излишки фиксатора, которые не попали в зазор, не полимеризуются и легко удаляются ветошью.
Для того, чтоб подобрать фиксатор для нашего конкретного случая нам необходимо знать:
а) характер износа, то есть величину зазора, который образовался в процессе поломки;
б) температура, в которой будет работать отремонтированный узел;
в) среда, в которой будет работать отремонтированный узел (масло, вода, растворы кислот и т.д.);
г) параметры силы (максимальные нагрузки, которыми будет нагружен отремонтированный узел).
Исходя из этих задач, мы подбираем фиксатор. Они бывают разной степени прочности: от слабо-прочной до высокопрочной (на сдвиг свыше 30 Н\мм²), высокотемператуные до +270ºC , для посадок с натягом и для больших зазоров до 0,5мм.
Далее фиксируем подшипник в прослабленном месте. Время полимеризации анаэробных герметиков 24 часа при окружающей температуре 22°С.
В среднем стоимость такого герметика объемом 50мл примерно 300 грн. Расход, для примера, при фиксации подшипника №308 с зазором 0,2 мм, флакона 50 мл хватит на 30-40 таких соединений.
Вот теперь мы можем подитожить, что самый надежный вариант №1, если это стандартное изделие и есть возможность заменить вышедшую из строя часть на новую запасную. Вариант №2 –восстановление, процесс довольно трудоемкий, требует квалифицированных специалистов, специального оборудования, энергозатрат и немало времени так как весь комплекс работ происходит в несколько этапов. Надежно, но дорого. Что касается варианта №3 – фиксация с помощью анаэробного герметика давайте рассчитаем на примере шарикового подшипника качения №308 фиксация по наружной обойме с зазором 0,2 мм.
1. Надежность: диаметр наружной обоймы 90 мм, ширина 23 мм, зазор 0,2 мм.
Площадь склейки 6500 мм², используем высокопрочный клей-герметик прочность на здвиг которого 30Н/мм²(Evotite AA638) и того 195000 Н или 19500 кгс или 19,5 тс прочность соединения при идеальных условиях скользящей посадки. В нашем случае фиксация с зазором 0,2мм. Грубо говоря, берем 50% прочности, и для того, чтоб выпресовать наш подшипник нам нужно приложить усилие примерно 9 тонн. Солидно неправда ли!!!
2. Работы такого характера может выполнить рабочий без особой квалификации.
3. Стоимость: Цена флакона 50 мл в среднем 300 грн, а нам необходимо:
6500 мм²×0,2 мм=1300 мм3=1,3 мл+15% на неаккуратность и того 1,5 мл = 9грн.00коп.
Дополнительные затраты на средство для очистки и материалы по подготовке поверхности.
Выбор за Вами.